22 Апреля 2021

С 29 декабря 2020 года официально вступили в силу изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. На основе этих нововведений можно смело сказать, что в законодательстве появился новый термин: «цифровой нотариат», который значительно упрощает и позволяет совершать некоторые нотариальные действия гораздо быстрее посредством электронного обращения. Однако здесь речь идет не обо всех нотариальных действиях, а как можно понять из вышеизложенного, только о тех, которые могут быть проведены без личной явки к нотариусу. Порядок и процедура совершения так называемых удаленных действий установлен в соответствии с ФЗ от 27.12.2019 №480-ФЗ «О внесении изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Наиболее важным для нас нововведением является удостоверение сделок с привлечением двух или более нотариусов. Актуальность заключается в том, что зачастую в сделках с недвижимостью участвуют лица, которые находятся в разных городах или даже регионах. Так, например, если покупатель находится в Перми, а продавец в Москве, и по различным причинам встретиться вместе им не представляется возможным. Новые правки позволяют сторонам самостоятельно у себя в городе выбрать нотариальные конторы, после чего одновременно подойти в заранее оговоренное время и удостоверить сделку. Стоит отметить, что при заключении такого договора купли-продажи, обязательным условием является то, что один из нотариусов должен находиться в том субъекте, где расположен объект недвижимости, который и является предметом сделки. В процессе сделки нотариусы и стороны взаимодействуют при помощи видеоконференцсвязи. Каждый нотариус со своей стороны устанавливает личность участников сделки, проводит предварительную подготовку документов, разъясняет сторонам их права и обязанности, юридическую суть и последствия сделки. После чего участники сделки в присутствии своего нотариуса ставят подписи сначала на бумажном экземпляре договора, а затем и на электронном с помощью простой электронной подписи. Суть электронной подписи исключает необходимость создания ЭЦП, поскольку стороны расписываются на специальных планшетах, которые им предоставит нотариус. Бумажный вариант остается на хранение в нотариальной конторе, а электронный заносится в Единую информационную систему нотариата. Что касается регистрации перехода права собственности, то и здесь вопрос решается максимально просто, так как нотариус сам отправит заявление в Росреестр, после чего новый собственник самостоятельно получит у него документы. Тариф, а также услуги правового и технического характера за удостоверение дистанционной сделки взимаются каждым нотариусом, который участвует в сделке с той и другой стороны. Важно отметить, что нотариусы в данном случае несут солидарную ответственность за результат своих действий, что гарантирует безопасность сделки и возмещение ущерба, если нотариус совершит ошибку.

Удостоверением сделок с привлечением двух или более нотариусов не ограничивается ряд нововведений, получивших название «цифровой нотариат» Теперь в удаленном режиме без личной явки к нотариусу можно получить следующие услуги:

-свидетельствование верности перевода,

-совершение исполнительной надписи,

-принятие в депозит безналичных денег,

-обеспечение доказательств,

-принятие на хранение электронного документа,

-получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества,

-передача электронных документов другим физическим или юридическим лицам.

Для совершения вышеуказанных действий необходимо зарегистрироваться на портале «Госуслуги» и через Единую информационную систему нотариата направить в федеральную нотариальную палату заявление о совершении того или иного действия с приложением необходимых для этого документов. Нотариус, который принял в работу заявку, обязан выслать заявителю реквизиты для оплаты, а после этого в течение пяти дней совершить нотариальное действие. В случае мотивированного отказа денежные средства возвращаются в полном объеме.

Еще одним важным изменением с 29 декабря 2020 года является обязательное нанесение специальной маркировки (QR-код) на некоторые нотариальные документы. QR-код содержит в себе дату, вид нотариального действия, регистрационный номер, ФИО нотариуса, а также данные о заявителе. Такая маркировка обеспечивает дополнительную защиту документов от подделок и мошенничества, поскольку подделать ее практически невозможно. Отметим, что QR-коды могут наноситься только на бумажных документах, таких как доверенности, брачные договоры, завещания, договоры купли-продажи. Любой человек может установить подлинность нотариального документа при помощи приложения на смартфоне.

Таким образом, новый этап в развитии цифрового нотариата играет значимую роль для граждан в получении нотариальных услуг, в том числе через обращение к удобным и востребованным сегодня цифровым форматам. Ведь это значительно экономит время и средства людей. А что касается сделок с недвижимостью, то здесь увеличивается шанс оживить рынок в свете повышенной внутренней миграции. Участники сделки наконец-то получили возможность удаленно провести сделку максимально удобно без лишних перемещений.

Статьи (8).png

Оставить заявку