С термином электронной регистрации столкнулась в начале трудовой деятельности в сфере недвижимости. Узнав, что такую, далеко не бесплатную услугу активно продвигают кредитные организации под предлогом быстроты и удобства, а также нотариусы в рамках удостоверения ими сделок. Так что же это за услуга и как она работает?
В действующем законодательстве трактовка термина отсутствует. Но имеются некоторые ссылки в контексте норм, которые, говоря об электронной регистрации сделок, определяют её как - регистрацию сделок с использованием информационных технологий, позволяющих взаимодействовать с органом регистрации прав (Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).
Данный орган в последующем рассматривает пакеты документов и принимает соответствующие решения о внесение данных о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в Единый государственный реестре недвижимости. Если решения положительные - вскоре такие сделки со всей информацией о них заносятся в ЕГРН, а новые правообладатели получают подтверждающие данный факт документы.
Большинству известно, что для оформления сделки (купли-продажи недвижимости, например) требуется отнести необходимые документы в многофункциональный центр (далее – «МФЦ»), который во всей цепочке является всего лишь посредником, передающим документы в вышеупомянутый орган. Такими посредниками в сегодняшней действительности могут быть как другие организации (помимо МФЦ и нотариусов), так и любой человек, решивший зарегистрировать свою сделку самостоятельно. Только вот данный механизм имеет слишком много тонкостей, и далеко не каждый сможет направить документы на регистрацию без посредника так, чтобы их зарегистрировали.
Первый вопрос, который у меня возник при исследовании данной темы: какая выгода от использования указанной услуги, если она требует дополнительных расходов? Ведь всегда можно пойти всем известным и проверенным способом.
- Если взять сделку купли-продажи квартиры, то срок регистрации такой сделки при подаче документов через МФЦ составит 9 рабочих дней (итого – около 2-х недель).
При электронной регистрации такой же сделки в среднем уходит от 2 до 7 календарных дней. Итого, данный механизм менее затратный по времени более чем в 2 раза.
- Далеко не безызвестным фактом является ужасающая статистика по подделке подписей сторон сделок, регистрация которых осуществляется через подачу документов в МФЦ. Таким образом, сделка может быть оспорена, а денежные средства приобретателя недвижимости утрачены (не всегда с фактической возможностью возврата сумм).
В случае же электронной регистрации создается электронная цифровая индивидуальная подпись, воспользоваться которой может только ее владелец, что является надежным способом проведения сделки, и гарантирует безопасность ее участкам.
- Посредник, направляющий документы на электронную регистрацию, всегда первым узнает о приостановке регистрационных действий (когда, примеру, была допущена какая-либо ошибка, либо договор составлен с иными нарушениями и его дальнейшая регистрация без их устранения невозможна), что позволяет напрямую контактировать с органом регистрации прав и незамедлительно сообщать о таких инцидентах участникам сделки. Таким образом, устранения препятствий для регистрации сделки происходит во много раз быстрее.
Вместе с тем, если устранить препятствия возможно в отсутствии сторон сделки, то посредник делает это самостоятельно, возобновляя процесс дальнейшей регистрации. В результате чего, никому не придется отрываться от своих повседневных дел, срываться из командировок, или вовсе переносить регистрацию сделки.
В случаях приостановки во время регистрации сделки через МФЦ в связи с существенной ошибкой, в частности, связанной с предоставлением дополнительных документов, есть шанс «заморозки» регистрации такой сделки на срок до 6 месяцев.
- Наряду с вышеупомянутым, направление на регистрацию с использованием информационных технологий возможно в отношении абсолютно любых сделок, что не ограничивает возможности потребителей услуги.
Данные аргументы достаточно значимы, поэтому, осуществляя деятельность в ООО «Центр Недвижимости «Альфа», всегда стараюсь минимизировать риски клиентов, рекомендуя прибегать к услуге электронной регистрации сделок. Основываясь на личном опыте и практике, понимаю: «скупой платит дважды». И, что действительно хорошо, ООО «ЦН «Альфа» на сегодняшний день имеет возможность выступать таким посредником, самостоятельно направляя на регистрацию сделки своих клиентов по их желанию.