13 Июля 2022

С термином электронной регистрации столкнулась в начале трудовой деятельности в сфере недвижимости. Узнав, что такую, далеко не бесплатную услугу активно продвигают кредитные организации под предлогом быстроты и удобства, а также нотариусы в рамках удостоверения ими сделок. Так что же это за услуга и как она работает?

В действующем законодательстве трактовка термина отсутствует. Но имеются некоторые ссылки в контексте норм, которые, говоря об электронной регистрации сделок, определяют её как - регистрацию сделок с использованием информационных технологий, позволяющих взаимодействовать с органом регистрации прав (Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).

Данный орган в последующем рассматривает пакеты документов и принимает соответствующие решения о внесение данных о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в Единый государственный реестре недвижимости. Если решения положительные - вскоре такие сделки со всей информацией о них заносятся в ЕГРН, а новые правообладатели получают подтверждающие данный факт документы.

Большинству известно, что для оформления сделки (купли-продажи недвижимости, например) требуется отнести необходимые документы в многофункциональный центр (далее – «МФЦ»), который во всей цепочке является всего лишь посредником, передающим документы в вышеупомянутый орган. Такими посредниками в сегодняшней действительности могут быть как другие организации (помимо МФЦ и нотариусов), так и любой человек, решивший зарегистрировать свою сделку самостоятельно. Только вот данный механизм имеет слишком много тонкостей, и далеко не каждый сможет направить документы на регистрацию без посредника так, чтобы их зарегистрировали.

Первый вопрос, который у меня возник при исследовании данной темы: какая выгода от использования указанной услуги, если она требует дополнительных расходов? Ведь всегда можно пойти всем известным и проверенным способом.

  1. Если взять сделку купли-продажи квартиры, то срок регистрации такой сделки при подаче документов через МФЦ составит 9 рабочих дней (итого – около 2-х недель).

При электронной регистрации такой же сделки в среднем уходит от 2 до 7 календарных дней. Итого, данный механизм менее затратный по времени более чем в 2 раза.

  1. Далеко не безызвестным фактом является ужасающая статистика по подделке подписей сторон сделок, регистрация которых осуществляется через подачу документов в МФЦ. Таким образом, сделка может быть оспорена, а денежные средства приобретателя недвижимости утрачены (не всегда с фактической возможностью возврата сумм).

В случае же электронной регистрации создается электронная цифровая индивидуальная подпись, воспользоваться которой может только ее владелец, что является надежным способом проведения сделки, и гарантирует безопасность ее участкам.

  1. Посредник, направляющий документы на электронную регистрацию, всегда первым узнает о приостановке регистрационных действий (когда, примеру, была допущена какая-либо ошибка, либо договор составлен с иными нарушениями и его дальнейшая регистрация без их устранения невозможна), что позволяет напрямую контактировать с органом регистрации прав и незамедлительно сообщать о таких инцидентах участникам сделки. Таким образом, устранения препятствий для регистрации сделки происходит во много раз быстрее.

Вместе с тем, если устранить препятствия возможно в отсутствии сторон сделки, то посредник делает это самостоятельно, возобновляя процесс дальнейшей регистрации. В результате чего, никому не придется отрываться от своих повседневных дел, срываться из командировок, или вовсе переносить регистрацию сделки.

В случаях приостановки во время регистрации сделки через МФЦ в связи с существенной ошибкой, в частности, связанной с предоставлением дополнительных документов, есть шанс «заморозки» регистрации такой сделки на срок до 6 месяцев.

  1. Наряду с вышеупомянутым, направление на регистрацию с использованием информационных технологий возможно в отношении абсолютно любых сделок, что не ограничивает возможности потребителей услуги.

Данные аргументы достаточно значимы, поэтому, осуществляя деятельность в ООО «Центр Недвижимости «Альфа», всегда стараюсь минимизировать риски клиентов, рекомендуя прибегать к услуге электронной регистрации сделок. Основываясь на личном опыте и практике, понимаю: «скупой платит дважды». И, что действительно хорошо, ООО «ЦН «Альфа» на сегодняшний день имеет возможность выступать таким посредником, самостоятельно направляя на регистрацию сделки своих клиентов по их желанию.

Статьи (33).png

Оставить заявку